perisher_13

Пойдёмте, я Вам что-то покажу...

Блог о жизни в Калининграде и путешествиях.


Previous Entry Share Next Entry
ЗАПИСКА №2. Стамбул. Мечети.
perisher_13

Sultanahmet Camii

Если каким-то ветром Вас занесло в Стамбул, то не запнуться хотя бы раз о какую-нибудь программную достопримечательность будет сложно. Это и дворец Топкапы, и Собор Святой Софии, и площадь Султанахмет, церковь Св. Ирины тоже нельзя обделить вниманием, правда, она сейчас превращена в какой-то концертный зал, и открывает свои двери для посетителей только во время выступлений, представляете какая там акустика, да и еще множество других интересностей. Даже если Вы бабахнутый туристическим снобизмом путешественник, мол «меня мало интересуют банальные туристические мейн стримы, я люблю залезть в самую темную дыру, чтоб мне там обязательно наваляли, а иначе и отдых не отдых» и все в таком духе… Ну вы поняли! Все равно, не упустите возможности посетить эти, интересные во всех отношениях, объекты. О них я тоже напишу пару строк, чуть позднее, сейчас, мне не терпится поделиться тем, что произвело на меня поистине ошеломляющее впечатление, что занимало, и занимает мои мысли до сих пор. Это мечети. Впечатлили они меня и как объекты искусства, и как культовые сооружения.

До приезда в Стамбул, я ни разу не была в мечетях, да и возможности не представлялось, к тому же, собственное ханжеское отношение к чуждой религии, позволяло думать, что женщинам туда, вроде как, нельзя, или они заходят с какого-то черного хода, короче говоря, дело темное. Да и ислам… так далеко это от моего атеистического мирка, и близко, наверное, никогда уже не будет. Вы знаете, мне вот еще и с христианством не все понятно, а тут еще Мухаммед со своими проповедями. «Ислам? – нет, нет, не слышала!» Ну что ж, видимо всему свое время.

Первый наш день в Стамбуле начался с посещения пары небольших мечетей в районе старого города, неподалеку от нашего отеля. В одну, под названием, Sokullu Mehmed Pasha Camii я буквально влюбилась. Сложно представить, что феноменальную красоту этого здания создали руки человека, одухотворенного верой в своего Бога. Тут уж поневоле задумаешься и о религии, и об этом Боге, ради которого создается подобная сверхъестественная красота.

IMG_5842 rsn 900

Внешне стамбульские мечети не вызывают чувства воздушности, устремленности ввысь, легкости, как, например, готические католические соборы. О направлении, в котором, в идеале, должна стремиться душа, говорят только шпили минаретов. Мечеть скорее напоминает гигантский, нависший над землей, каменный шатер, представления не имеющий что делать с небом, он скорее оберегает то, что находится внутри. А внутри находитесь Вы и тайна…

Nuruosmaniye Camii

Прочитала множество отчетов разных людей о посещении мечетей Самарканда, Бухары, Хивы, Стамбула и т. д. многие, кто решался посвятить отдельный пост этому вопросу, в своем уютненьком, про мечети пишут буквально следующее: «честно говоря, они мне больше нравятся, чем наши храмы». Вот и мне тоже! Но ни в одном отчете я не нашла для себя даже намека, ответа на вопрос «Почему?» Все ударяются в описание устройства мечети, её внутреннего убранства, что без сомнения тоже интересно и важно для приобщения к основам религии, но все равно, как-то эти знания не дают мне понять, почему, заходя в мечеть, захватывает дух от нахлынувшей гармонии и благодати; почему хочется сесть в уголок на мягкий ковер, опереться спиной на колонну, и бесконечно разглядывать изумрудные изразцы на стенах, причудливые узоры восточного орнамента, следить глазами, как двигалось перо каллиграфа при выведении арабских надписей, цитирующих Коран. Сами мысли начинают сплетаться в чудный узор, вводя Вас в состояние транса, медитации; такое ощущение, что выключается внутреннее радио, которое неустанно прокручивает у нас в голове суетный бред.



Скорее всего, это состояние в которое вы впадаете, переступая порог мечети, обусловлено множеством факторов, я не беру на себя ответственность перечислить их все, то, что я пишу, имеет чисто субъективную оценку и важно только для меня. Наверняка, на пороге может появиться человек в очках и с многоумным видом заявить, что я – Тупица. Не страшно. Ну так вот, что собственно я по этому поводу думаю.

Во-первых.
Вспомните свое последнее посещение православного храма… На входе коллекция табличек чего нельзя, выбирай по вкусу: разговаривать нельзя, фотографировать нельзя, шуметь нельзя, а если зазвонит телефон, ты вообще ни одной индульгенцией не откупишься, да и много еще чего НЕльзя… с порога понимаешь, что тебя-то тут не особо и ждут. Начинаешь чувствовать себя помехой для кого-то или для чего-то, у меня сразу рождаются мысли – «люди тут серьезным делом занимаются, а я сейчас буду им мешать, лучше вообще не заходить!» или «Ах так! Да я на зло, зайду и устрою какой-нибудь мини бунт» Это раз! Второе, бесконечные баблосборы: на пожертвование, купить свечку, иконку, покреститься и то, дело не бесплатное и не дешевое!! Я так могу продолжать еще долго… А Вы?

Мечети куда демократичнее. Конечно, не нужно наглеть и во время намаза мешать людям молиться, да там и не возникает таких мыслей. С порога проникаешься уважением к религии и к людям, пришедшим с обращением к своему Богу. Все заходят без обуви, женщины в платках, а мужчин, если в шортах, наряжают в юбки. Тем не менее, когда в мечети не совершается богослужение, Вы можете свободно общаться со своими спутниками, фотографировать, дети могут резвиться и дурачиться на чистых и мягких коврах, уставший путник может всегда прилечь и отдохнуть, во дворе мечети Вы можете устроить себе трапезу, если в этом есть необходимость. Знаете, все как-то по-человечески.



Во-вторых.
Вот мы зашли в мечеть, угнездились на ковре, и начинаем разглядывать начинку. Есть мечети, которые до потолка покрыты изразцами, есть и такие, которые просто искусно расписаны, тем не менее, основным украшением мечети изнутри, является орнамент.

Ислам – религия, в которой запрещается изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты. Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.

В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Гирих – узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. Ислими – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими – доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в каком-то теплом домашнем образе.

Только слепой не заметит, что основной единицей орнамента является ячейка рисунка, постоянно повторяющаяся, как будто метроном, отсчитывающий такт, моменты времени, биение сердца… Может быть еще и это позволяет погрузиться в состояние медитации, или это и есть ключ к внутренней гармонии человека, кто знает…

Sultanahmet Camii

Еще одной единицей восточного орнамента является фраза, слово, буква. Повсеместно в мечетях встречаются выписанные арабской вязью цитаты из Корана. Они изображены на стенах, изразцах, внутреннем куполе, высечены на стенах, колоннах... Ведь буква и слово самый энергетически заряженный символ, и, даже если Вы не знаете перевода, Вы все равно уже попали под влияние этой фразы.



В-третьих.
Помимо визуального влияния, вы пять раз в день, подвергаетесь слуховому воздействию. Азан. Призыв на молитву, синхронно разносящийся по городу из всех минаретов Стамбула. Сложно сравнить это с чем-либо слышанным ранее. Я вспоминаю церковный католический хор в Кракове на Рождество, от которого у меня тогда побежали мурашки, так вот, ни в какое сравнение. Находясь в Стамбуле: гуляя по улицам, сидя в кафе, засыпая или просыпаясь, вы обязательно услышите эти удивительные песнопения. Со мной поделились точкой зрения, что это может раздражать и даже мешать, вот я и думаю, это на сколько нужно быть замусоренным и глухим к самому себе, чтоб подобное благозвучие не находило отзыва в душе.

И напоследок.
Стоит обратить внимание на геометрию мечетей. Мы побывали в 16, внимание, из 3087 мечетей, находящихся в Стамбуле. До недавнего времени, я думала, что собственно, они внешне очень друг на друга похожи, отличаются только размерами и внутренним изобразительным убранством, ну и более мелкими, по сути, не имеющими значения вещами. Но, именно их размер и внутренняя отделка имеют ключевое значение. От высоты купола, от размера окон, есть витражи или их нет, зависит качество света, попадающего внутрь. Мы были как в очень светлых мечетях, так и с приглушенным, сумеречным освещением, согласитесь, все это тоже накладывает отпечаток на настроение и на мысли. Грандиозные мечети, занимающие большую площадь, могут запросто создать ощущения одиночества или свободы, единения с самим собой, маленькие, наоборот, вызывают чувство сопричастности жизней даже людей незнакомых…



На фоне заката, на гребне холма, или со стороны залива приземистые силуэты мечетей производят сильное впечатление. Рука сразу тянется к фотоаппарату, чтоб запечатлеть это великолепие. Отдельное спасибо дорогому ren_ar за отличные фотографии, которыми я могу сейчас любоваться, вспоминая Стамбул.



promo perisher_13 october 7, 2015 20:58 87
Buy for 50 tokens
Приветствую Вас на страницах моего журнала, я рада, что вы ко мне заглянули. Меня зовут Ирина Певнева, уже более трёх лет я живу в Калининграде, пишу тексты на заказ, фотографирую. Здесь я, как правило, делюсь своими впечатлениями от наших с мужем путешествий. Так же журнал используется как…

  • 1
Ну как всегда начну с благодарностей. Статьи все больше и больше радуют мой избалованный глаз.
А теперь личное. Буквально недавно, по чистому совпадению, я начала задумывать примерно над таким же вопросом. Почему мне нравится больше мечеть. Я христианин, и посещаю иногда церкви. Когда мы были в Уфе, видели много мечетей, и вот, проходя мимо них была одна мысль "Уууух". Дух действительно захватывает. Они такие, как бы сказать, вроде очень красивые, но я не видела вычурности.
Тут двоякое мнение. Смотреть на стороны чужое, непривычное нам, гораздо проще, чем искать новое в привычном (я о церквях), с другой стороны, менталитет народа менялся, и если раньше церковь - место для очищения души, то теперь в это слово вкладывают пошлый смысл, именно в церковь, а не в веру.
Не знаю историю ислама, вернее ее основные мотивы, но предполагаю, что основная мысль - спокойствие души. Вспомним же историю христианства - религия рабов.
Но не смотря на это от веры своей я отказываться не буду. Ислам хоть и красив и гармоничен, но, на мой взгляд, не под стать беспокойной русской душе.
В целом, по фотографиям, простите за мой просторечный, красота опупенная. Мечта как-нибудь зайти. Тоже, как и ты думала, что туда "простым смертным" нельзя.

Вот было бы действительно здорово посетить мечети Уфы, или Казани, для сравнения. *записала в список 1000 первоочередных дел))

Очень хорошо написано, чувствуется большой талант. Единственное, немного не соглашусь насчет православных храмов... Не надо забывать в какой стране мы живем... на пожертвование прихожан от покупки чего либо строятся новые храмы или делается ремонт. Для верующего (подчеркну) человека - это не побор, а дань Богу. Для туриста с фотоаппаратом, не дай Бог атеиста или политического активиста - это поборы, бред, хапуги и т.п...

Теперь о "Нельзя". Конечно, это немного напрягает.. но напрягает кого - опять же светского человека, не верующего истинного христианина - прихожанина. Подобные запреты лишний раз показывают, что это храм - дом Божий, а не театр, кафе или поляна во дворе. Возвращаясь к государству и менталитету... далеко не все тихо и мирно готовы прийти, присесть и остаться наедине со своими мыслями... если все разрешать.. то таких как Пусси Райот будет по 10 пар в каждом храме России.

И последнее... Стамбул перенасыщен туристами... отсюда и мягкие законы в отношении мечетей. Я сравниваю с Тунисом... там на 10 метров туриста не подпустят к мечети.. не говоря уже чтобы зайти внутрь или, не дай Бог, попытаться что-то сфотографировать...

А я вот как раз больше соглашусь с Ирой. Оставлю в стороне обязательные пожертвования, в принципе это личное дело каждого, не хочешь покупать свечку - не покупай. Хотя обязательность и фиксированность суммы пожертвования нам как бы все-таки намекает... Но я не об этом хотел сказать, а о повальных запретах и замкнутости православной церкви на самой себе.
В турецких мечетях, здесь подчеркну, именно в турецких, так как в других не был (за исключением одной в Израиле и одной в Палестине) действительно, порой, намного комфортней чем в православной церкви, и теперь самое удивительное, святость места чувствуется больше. И в немалой степени как раз из-за того, что все эти бесчисленные и бессмысленные запреты отсутствуют. И никто не начинает беситься в раскрашенных балаклавах возле михраба. Кто-нибудь слышал про такое? Даже в туристическиориентированной Турции? Может быть ноги как раз и растут от всей этой запретной чепухи и самозамкнутости? От шикающих бабок, превращающих храм Божий в неизвестно что. И ведь эти бабки, по сути, лицо нашей православной церкви...

Однажды в церкви, в толпе, одна такая бабка увидела Михаила Ефремова и говорит: "Я тебя знаю - ты Ефремов". А он говорит: "А я тебя знаю - ты бабка". И эта история тоже показатель, православная церковь уже неотделима от этих бабок, слилась с ними...

Но что турецкие мечети, они лишь лишний раз подтверждают давно известное. Вспомним католические соборы и храмы. В большинстве своем они лишены этой запретной ауры, которая если и проявляется, то как раз в самых раскрученных туристических местах. Польша, одна из самых католических стран мира, Литва, Венгрия, Украина, Беларусь, Словакия, Испания... И везде одно и тоже, в маленьких городах, в больших, в туристических местах и не очень, везде католические церкви ближе к человеку, добрее. И, странное дело, именно в них святость чувствуется больше, и чувствуется, что это храм Божий, где можно оказаться наедине с Богом, со Вселенной, со своими чувствами. И храмы не превращается ни в поляну во дворе, ни в кафе, ни в пещеру злобных огров, как это, увы, иногда бывает у нас...

Насчет святости... дело не в храмах и не в запретах на что-то. Дело в Вере, которая внутри человека. Я более чем уверен, что если человек действительно православный верующий, то никакие запреты ему не доставляют дискомфорта... Он пришел в Храм, помолился, поговорил с Богом и ушел, а если надо, то и на коленях обойдет весь храм. А недовольства обычно возникают у людей, далеких от Веры. Да, они могут называть себя православными и даже кто-то верующими, но по-сути это будет лишь фальшь.

Касательно святости костелов и т.п. Опять же, удобно и красивше там тем, кто далек от какой либо Веры. Я сяду в костеле или мечети и буду думать прежде всего, как мне тут комфортно, какая старина, какие старинные иконы и проч... и как бы покрасивше сфотать... Пока я об этом думал, да и просто сидел на скамейке и отдыхал... рядом на колени опустилась местная прихожанка и стала страстно молиться.

И опять же, поездив недавно по Европе, скажу, что запреты есть и в Католических храмах Хорватии, Вены... только роль бабок там обычно выполняют какие-то индусы...

И на наших бабках все Православие и держится... не будет бабок - будет анархия...

Не надо мне такого Православия, с бабками... Но по сути вопроса особо спорить не буду, я не являюсь действительно верующим, ни православным, ни каким-либо иным. Поэтому не могу знать, что чувствует оный и могу лишь говорить со своей позиции. Но в католических храмах я не думаю только о комфорте, красоте и прочем, я чувствую какую-то особую атмосферу, что-то неосязаемое, что может заставить задуматься о чем-то высоком... А в православном храме я чаще всего думаю о бабках и о том, что негде присесть... Никакой святости в этом нет. Да и, сам святой Филарет говаривал, что лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах. А запреты все эти... не вижу для них оправдания тем, что некий предполагаемый верующий может и на коленях обойти храм, и дискомфорта не испытывает. Да и нет в этом, ИМХО, веры, есть бездумный фанатизм.

Ты считаешь, что крестный ход на Преображение три раза на коленях вокруг всего храма на Святой Горе в Грабарке под Белостоком тоже фанатизм? И отстоять коленопреклонную 8 часов на Троицу на коленях на Афоне тоже? Ты рассуждаешь от незнания Православия. Тут никто ничего не придумывал.. все есть в Писании, которое соблюдается в строгости.

Другой вопрос, коим задавался я и некоторые уважаемые люди, стоит ли соответствовать в современном Христианстве тому, что написано тысячи лет назад?.. Это касается и строгости и смысла поста, соблюдамое обычными гражданами, а не монахами....

"Ты считаешь, что крестный ход на Преображение три раза на коленях вокруг всего храма на Святой Горе в Грабарке под Белостоком тоже фанатизм? И отстоять коленопреклонную 8 часов на Троицу на коленях на Афоне тоже?"
Ну по мне так и правда фанатизм, или какая-то дремучая традиция. Может, я конечно, и не знаю Православие так, как те, кто участвуют в данных обрядах. Но вообще было бы интересно почитать выдержки из Писания, честно говоря есть у меня смутные сомнения, что все это там есть... Впрочем, замечу, на самом деле я не имею ничего особо против сих традиций. Нравится кому-то совершать крестный ход на коленях... ну, что называется, Бог в помощь. Разговор то на самом деле совсем о другом )))
Но вообще, спор о религии, самое неблагодарное дело )))

Ага! Мало, что не благодатное, так это довольно таки мощная вещь... из-за пары слов людей убивают и войны начинают... жуть...

И не говори, страшная штука...

Я все больше прихожу к мысли, что дело не в самих религиях и культовых сооружениях, будь то мечети, храмы, синагоги, костелы, а в нашем субъективном отношении. Сама по себе религия не может вызывать у образованного и воспитанного человека отвращения, как минимум, он может быть к ней равнодушен, терпим, но когда приходится наблюдать свинство в наших храмах, хочется оттуда бежать не оглядываясь, но это, опять же к самой религии, относится в меньшей степени.
Вспоминаю в Вифлееме на поле пастушков, зашли в часовенку, где за перилами была скульптура посвященная рождению Иисуса, а вокруг колыбельки валялись денежные купюры различного номинала, так вот, я и думаю, привязать это к нашему неискоренимому язычеству, где жертвы богам являются традиционной практикой, то ли это уже связано с откровенным жлобством верующих...

Слушай хороший пост, в сущности эссе на тему эстетики и религиозного чувства. Ты не первая для кого его национальная культурная традиция в сфере религии кажется тиранией духа, я говорю, в первую очередь, об архитектурно-эстетическом аспекте, в контексте твоего эссе. Моя вот жена чувствует благоговение в католических храмах, хотя человек равнодушный к религии.

Спасибо)) На счет католических храмов, тоже есть пару идей, и они больше в таком... архитектурном ключе что ли, но думаю, что они появятся в виде поста уже после описания этого путешествия.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account